Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Авг 7, 2013

ИПЕМ предлагает модель регулирования парка порожних вагонов

Простой порожних вагонов приводит к значительному ухудшению работы сети железнодорожного транспорта. Решением проблемы может стать формулирование правил управления порожними вагонами, аналогичных ПДД.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук принял участие в круглом столе «Управление порожним парком вагонов. Введение платы за простой сверх нормативного времени. Проблема дефицита провозных мощностей». Его выступление было посвящено предложениям в модель управления парком порожних вагонов.

По словам Владимира Савчука, ситуацию на железной дороге можно соотнести с ситуацией на автомобильных дорогах – существует один владелец инфраструктуры и множество ее пользователей. Простой вагонов сверх нормативных сроков на ряде станций, с интенсивным объемом вагонной работы, создает напряженность на сети, в том числе увеличивая время доставки грузов. При этом сегодня в России существует дефицит железнодорожной инфраструктуры, и от оптимизации ее использования напрямую зависит конкурентоспособность экономики.

Для решения проблем простоя порожних вагонов необходимо сформулировать правила, аналогичные ПДД, которые будут регулировать и движение, и размещение порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования.

В качестве предложений по упорядочиванию размещения порожних вагонов временно не задействованных на перевозке ИПЕМ считает целесообразным:

· Категорировать станции на «красные», на которых длительный отстой порожних вагонов нежелателен, поскольку он ограничивает их пропускную и перерабатывающую способность до критических значений; «зеленые», на которых рекомендован длительный отстой вагонов. В случае если вагоны компаний-операторов будут стоять на «красных» станциях дольше установленного норматива, с них будет взиматься повышенная ставка, а право перемещения этих вагонов будет делегировано владельцу инфраструктуры и перевозчикам.
· Создание электронного перечня «красных» и «зеленых» станций с индикатором «свободных мест» аналогично системам, действующим на автопарковках.
· Экономическое стимулирование операторов на заключение долгосрочных договоров на отстой вагонов на «зеленых» станциях путем предоставления скидок в случае заключения соответствующего договора.

Регулирование нахождения порожних вагонов на сети и создание электронной системы «свободных парковочных мест» позволит разгрузить критические для работы сети станции и даст операторам возможность эффективно управлять своим парком, направляя вагоны с «красных» станций на «зеленые». Владимир Савчук отметил, что список «красных» критических станций не будет длинным, и на этих станциях в большинстве случаев возможна альтернатива в виде путей необщего пользования.

Эксперт подчеркнул, что задача принятия общих для участников рынка правил размещения порожних вагонов лежит на федеральных органах исполнительной власти, в данном случае – Росжелдоре. Кроме того активная позиция регулятора и принятие им:
— методики категорирования станций на «красные» и «зеленые»,
— правил перемещения порожних вагонов с «красных» станций,
— списка «красных» и списка «зеленых» станций
Это позволит сформировать сбалансированные для всех участников перевозок решения и создать условия для рационального использования магистральной инфраструктуры, построенной и оптимизированной, прежде всего, для перевозки грузов, а не парковки вагонов, не задействованных в перевозках.

Активное и ограниченное по времени обсуждение принимаемых документов и изменений в нормативную базу на экспертных площадках государственных регуляторов и законодательной власти позволит принять оперативные решения, направленные на повышение эффективности перевозок.

В настоящий момент важнейшим фактором в решении проблемы простоя порожних вагонов является способность и желание регуляторов принимать решения при наличии разногласий между участниками перевозок. Однако наличие разногласий не должно приводить к остановке процесса доработки нормативной базы, сформированной, в основном, до 2003 года, не учитывающей произошедшие за последние 10 лет изменения в сфере железнодорожного транспорта.

Проблемы транспортировки металлургических грузов будут обсуждаться на конференции "Металлург
ия и грузоперевозки", которая пройдет 13 ноября в рамках выставки «МеталлТрансЛогистик ’2013».

Источник: metalinfo.ru