Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Сен 2, 2013

Металлургия готова обеспечить рост внутреннего спроса

В минэкономразвития уверены, что ограничение в следующем году роста тарифов естественных монополий приведет к сокращению затрат только компаний черной металлургии в 2014-2016 годах на 70 млрд руб. Эта сумма может быть направлена на инвестиционную деятельность. "В случае благоприятной конъюнктуры рынка и государственной поддержки отрасли компаниями предполагается ежегодно направлять на модернизацию отрасли до 150 млрд руб.", — отмечают в ведомстве.

О том, как восприняли эту новость металлурги, о сегодняшнем дне отрасли и перспективах ее развития в ближайшем будущем в свете вступления России в ВТО РБГ рассказывает председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по металлургии Андрей Козицын.

- Как может отразиться замораживание тарифов на услуги естественных монополий для промышленных потребителей на предприятиях отрасли с точки зрения повышения рентабельности, увеличения объемов выпуска и отгрузки, росте инвестиционных программ?

— Ситуация последних лет, когда цены на продукцию российской промышленности не растут или снижаются, а издержки, связанные с тарифами монополий и разгоняемой ими инфляцией, непрерывно растут — это путь в никуда. Поэтому сама по себе эта мера — адекватна. Но, чтобы оценить этот шаг предметно, в практической плоскости, нужно будет посмотреть, что произойдет после 1 января 2014-го.

Пока идет обсуждение. Каким будет итоговое решение, во что оно трансформируется в реальной жизни, мы сможем понять только после того, как получим формальные основания для исполнения своих обязательств по оплате услуг естественных монополий по новым расценкам и сравним их с тем, что было в нынешнем году.

- Как вы оцениваете инвестиционную активность в отрасли?

— Инвестиционная активность в металлургической отрасли в последние 10 лет находится на высоком уровне. Все крупнейшие металлургические компании страны провели серьезную модернизацию производств, реализован целый ряд крупных проектов. Российская металлургия сегодня зримо отличается в лучшую сторону от металлургии советской. Опыт, который мы наработали, показывает, что многое зависит не только от возможностей самих предприятий, но и от позиции региональных властей. Успех конкретного инвестиционного проекта зависит от наличия понимания того, что металлургия и горное производство во всем мире являются локомотивами развития региональной экономики, дают импульс другим ее секторам: от строительного и банковского до общепита и даже санаторно-курортного обслуживания. Этот эффект имеет долгосрочный характер, потому что от начала строительства шахты, горно-обогатительного комбината, металлургического завода до выхода на производство и проектную мощность проходит срок от 5 до 10 лет.

- Какие меры еще может и должно применить государство для стимулирования предприятий отрасли?

— Предприятия работают в рынке, их результаты прямо определяются уровнем спроса. Мировой рынок, к сожалению, постепенно сужается, потребление металлов в мире растет медленно, а на нашем основном рынке — в Европе — сокращается. Внутреннее потребление металлов у нас в стране уже давно не растет и несколько лет держится примерно на одном уровне или падает.

Чтобы стимулировать развитие металлургии, нужно стимулировать спрос в отраслях-потребителях — в машиностроении, энергетике, строительстве. Можно работать прямыми методами — через реализацию крупных государственных инвестпроектов, закладывая в них в качестве условия потребление необходимого оборудования и материалов на внутреннем рынке. Весьма перспективны, хотя и более сложны в реализации, косвенные методы: резкое упрощение регулирования, снижение административных издержек, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отраслей промышленности. Нужно повышать эффективность используемых сегодня инструментов. Возьмем, например, автомобилестроение, в котором действует режим "промышленной сборки". Главное в отрасли — не автомобили, а производство автокомпонентов. Тут и технологии, и потребление первичных металлов. Рынок автокомпонентов сегодня на самом деле очень непростой, и он постоянно сжимается. Те иностранные автоконцерны, которые разместили у нас в стране сборочные производства, ориентируются на своих зарубежных поставщиков. Последние могут укомплектовать ими машину практически на 100%. У нас в стране не так много конкурентоспособных производств компонентов, но они есть, например, автомобильные радиа