Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Сен 9, 2013

Отсутствие регулирования грузовых перевозок может привести к невывозу 38 млн тонн грузов ежегодно

Реформирование железнодорожной отрасли полностью изменило конфигурацию рынка грузовых перевозок – сегодня на инфраструктуре общего пользования более 1800 компаний коммерческую деятельность по предоставлению вагонов под погрузку. Отсутствие соответствующих произошедшим изменениям правил организации деятельности столь большого количества участников рынка приводит к нерациональному использованию инфраструктуры, в частности, возрастанию несанкционированного отстоя вагонов и значительному увеличению порожнего пробега, уверен руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.

По словам эксперта, данная проблема имеет значительные экономические последствия: дополнительные 640 млн вагоно-км порожнего пробега в год вкупе с увеличением переработок порожних вагонов уменьшают мощности сортировочных станций, что в конечном итоге приводит к невывозу грузов. В 2012 году объем невывезенного груза может составить 38 млн тонн, а это 3% от общей погрузки за весь соответствующий год. Данная проблема требует немедленных изменений в существующем законодательстве.

Владимир Савчук выделяет основные нормативные аспекты управления парком порожних вагонов:

— На сегодняшний день у перевозчика и владельца инфраструктуры есть правовые основания наложить ограничения или отказать в перевозке грузов. При этом для порожних вагонов подобные основания для ограничения или отказа в перевозке отсутствуют. Необходимо заполнить этот пробел и законодательно закрепить основания для отказа в перевозке порожних вагонов. Кроме того, целесообразным видится наложение на перевозчика и владельца инфраструктуры обязанности по предложению перевозки по альтернативному маршруту при его наличии.
— Целесообразно обеспечить возможность взимания платы за простой вагонов, не задействованных в перевозочном процессе. Для этого потребуется внесение изменений в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками», а также разработка и утверждение тарифа на услугу по размещению порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования.
— В рамках представленного ранее проекта ИПЕМ по созданию правил движения порожних вагонов целесообразно законодательное оформление перечня железнодорожных станций, рекомендованных для длительного простоя подвижного состава, и перечня железнодорожных станций, не рекомендованных для длительного простоя подвижного состава.

Эксперт представляет перечень необходимых изменений в нормативно-правовую базу РФ для создания системы управления порожним парком. В частности, целесообразным представляется:

— Правительству РФ утвердить предлагаемые изменения к Постановлению Правительства «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками».
— Министерству транспорта РФ утвердить «Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования запроса на перевозку порожних вагонов».
— Федеральной службе по тарифам разработать и утвердить методику расчета платы за простой подвижного состава; рассчитать и утвердить размер платы; внести в соответствующее тарифное руководство изменения, предполагающие установление правил расчета и взимания платы за перевозку порожних вагонов по фактически пройденному расстоянию.
— Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) утвердить методику формирования перечня железнодорожных станция для простоя вагонов с возможностью ежегодной корректировки; разработать и принять правила перемещения порожних вагонов, включая определение компенсации за такое перемещение; разработать и принять методику определения максимального значения пропускной способности инфраструктуры и станций.

«Железные дороги VS автотранспорт: борьба проиграна?» — так будет называться выступление руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимира Савчука на конференции "Металлургия и грузоперевозки", которая пройдет 13 нояб