Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Авг 27, 2013

Погрузка на сети РЖД продолжает свое снижение

За январь—сентябрь падение объемов составило 924,3 млн тонн, что на 3% меньше показателя аналогичного периода 2012 года. А общее снижение погрузки по итогам года составит 2,4%, ожидают в ОАО РЖД. Что делать в этой ситуации частным операторам и производителям вагонов, чьи объемы упали на треть, разбирался АНДРЕЙ МИХАЙЛОВ.

Ситуация девяти месяцев в целом продолжает тенденцию последнего года: в РЖД отмечают спад погрузки с ноября 2012 года. В текущем году темпы падения то замедлялись, то ускорялись. "Начало четвертого квартала тревожит всех, так как идет массовое снижение объемов таких номенклатур, как нефть и нефтепродукты, черные металлы, металлолом, химикаты. В основном это грузы наиболее доходных второго и третьего тарифных классов",— комментируют ситуацию в руководстве ОАО РЖД. Как обычно, ситуацию спасают перевозки каменного угля — 227,7 млн тонн (рост на 0,8%), а также железной и марганцевой руды — 82,7 млн тонн (+1,3%). Объемы химических удобрений продемонстрировали самый значительный рост среди всех перевозимых грузов — 34,7 млн тонн (рост 2,1%).

На фоне стабильного увеличения перевозок угля плачевно выглядят традиционные для РЖД "драйверы" роста. Так, наибольшее падение пока что было зафиксировано по зерну. Его погрузка сократилась на 35,6%, до 8,5 млн тонн. В "Русагротрансе" это объясняют сезонными факторами. "Полученные данные относятся к зимне-весеннему периоду, когда традиционно сокращаются поставки зерна",— заявил представитель компании. Кроме того, наблюдается падение перевозок нефти, продукции металлургии и строительных грузов, которые обычно спасали ситуацию. Транспортировка нефти и нефтепродуктов продемонстрировала падение на 2,8% (до 186,3 млн тонн). Погрузка черных металлов упала до 52,6 млн тонн (-5,4%). Объясняя падение погрузки последних, в РЖД указывают на снижение потребностей олимпийских строек, а также неурегулированность вопросов по строительным программам: их финансирование, проведение тендерных конкурентных процедур. В нефтяной группе падение погрузки в 2013 году в основном происходит за счет запуска проекта ВСТО-2.

Однако главной причиной негативных показателей и в компании РЖД, и на рынке объясняют плохим состоянием экономики страны. "В текущем году компания работает в условиях неблагоприятного макроэкономического климата. На ситуации с погрузкой на сети железных дорог сказывается стагнация промышленного производства",— подчеркнули в РЖД. Напомним, что в начале года в Минэкономразвития предполагали, что рост ВВП России в этом году составит 3,6%. Летом эта цифра была откорректирована до 2,4%, а к осени опустилась до 1,8%. В конечном итоге неудивительно, считают в РЖД, что объемы предъявляемых к перевозке грузов снижаются. "Ситуация стабилизируется ко второму кварталу 2014 года. С этого момента мы ожидаем прирост объемов",— отметил Вадим Морозов, первый вице-президент ОАО РЖД.

"В РФ объем погрузки фактически является индикатором промышленного производства. Снижение спроса на сырье, как на внешних рынках, так и на внутренних, ведет к снижению погрузки традиционных железнодорожных грузов: черных металлов, лома, нефти",— соглашается Дмитрий Зотов, генеральный директор ОАО "ТрансФин-М". Более скептически к ситуации относятся в компании "Инвесткафе". "При текущей рыночной конъюнктуре ни уголь, ни зерно не смогут заместить эффект от падения перевалки нефти и строительных грузов, так как объемы перевозок растут очень низкими темпами",— считает Андрей Шенк, аналитик "Инвесткафе".

Эксперты уверены, что ситуацию поправит сезонный фактор. "В России заканчивается сбор урожая, а значит, погрузку может вытянуть экспорт зерновых, пик которого традиционно приходится на осень",— говорит Андрей Никольский, генеральный директор "Покровка Финанс". Между тем, как следствие падения рынка перевозок, финансовые проблемы испытывает и сегмент частных операторов. Господин Никольский указывает, что сегодня на сети РЖД существует более 600 операторских компаний. "Летом средние доходы от оперирования полувагонами снизились до 650-800 руб. Для сравнения: в 2012 году оператор получал до 1,6 тыс. руб. в сутки. В два раза упали и ставки операционного лизинга",— рассказывает он. "В таких условиях роста потребления быть не может, что, в свою очередь, не может не сказываться на железнодорожном транспорте",— комментирует Радмила Тейфель, менеджер по работе с подрядчиками FM Logistic.

Чтобы сохранить долю на рынке, о