Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Мар 25, 2013

Предварительный виртуальный прогон избавил бы производителя от неоправданных затрат

Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте приостановил действие сертификата соответствия на тележки грузовых вагонов модели 18-9836 Motion Control «до устранения выявленных несоответствий установленным техническим параметрам».

Тележки этой модели называют американскими. Они производятся по разработанной в США технологии и спроектированы для эксплуатации в значительно более мягких условиях, чем в России. Компания-разработчик – Amsted rail, изготовитель опытной партии – ЗАО «Промтрактор-Вагон».

Во время подконтрольной эксплуатации тележки дважды осматривала комиссия ведущих специалистов-вагонников. Оба раза документировался сверхнормативный износ колпаков скользунов. Также обнаружены изломы чаши подпятников.

При незначительном по сравнению с эксплуатацией километраже (на момент первого осмотра около 36 тыс. км) найденные дефекты вызвали в профессиональном сообществе серьёзные споры. Встал вопрос, насколько американские тележки допустимы в российских условиях. Специалисты отмечают, что функция колпаков скользунов – увеличение момента трения на повороте тележки под вагоном. И если этот элемент «сточится» – будет нарушена плавность хода. Что не критично. Но при неполадках чаши подпятника тележку под вагоном может заклинить. И тогда возможен сход.

Как отметили на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа, Motion Control просто не соответствует российскому госстандарту. И даже сцеплять «американцев» и «русских» проблематично. «В теории это сделать можно, но на кривой они могут разойтись. Вероятность этого может повыситься, например, когда один вагон будет на возвышенности, а другой нет», – отметил профессор МИИТа Пётр Анисимов.

По его словам, не стоит бездумно перенимать технику государств, где климат несхож с российским. Так, подвижной состав США может быть совсем не подготовлен к резким перепадам температуры или к изношенной путевой инфраструктуре.

А действительный член РАН по специальности «механика» Ирина Горячева считает, что вся беда в том, что перед началом производства опытной партии не были сделаны теоретические расчёты.
«Нужно развивать имитационные модели. Сразу создавать опытную партию и бросать её в эксплуатацию нерационально», – отметила академик.

По словам Ирины Горячевой, если бы учёные, занятые внедрением американской тележки в России, прогнали бы её по «виртуальному пути», они увидели бы все проблемные места. Скажем, если в тележке отсутствует амортизатор – математическая модель показала бы появление серьёзных ударных нагрузок, как следствие – ранний усталостный износ, разрушения и изломы.

Академик убеждена: разработка математических моделей значительно дешевле и быстрее натур-испытаний. Если оперировать ими, то разработчик избежал бы тех трат, которые понёс при создании несовершенных тележек. А так, возможно, он лишь создал целую партию (70 вагонов. – Ред.) не совсем пригодной к эксплуатации в российских условиях техники.

Производитель от комментариев на предмет качества американских тележек и их судьбы в России воздержался. «Если академики и профессора уже все сказали, зачем спрашивать что-то у меня?», — поинтересовался в ответе на запрос журналиста один из высокопоставленных руководителей ЗАО «Промтрактор-Вагон».

Источник: metalinfo.ru