Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Мар 21, 2013

Премьер-министр выступил перед промышленниками (фоторепортаж)

Дмитрий Медведев принял участие в съезде Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей». Предлагаем вашему вниманию видение ситуации в экономике второго лица в нашем государстве.

— Вы люди все опытные, все серьёзно подготовленные, следящие за экономической ситуацией, тем не менее я, конечно, о текущей ситуации два слова скажу, просто чтобы это от меня прозвучало.

В настоящее время в России наблюдается замедление экономического роста, что, конечно, никому из нас не нравится. В январе 2013 года рост ВВП составил 1,6%, в то время как за аналогичный период 2012 года прирост составлял около 5%, в целом, как известно, получилось 3,4%. Годовые темпы роста инвестиций в основной капитал остались невысокими, а рост оборота розничной торговли замедлился, и произошло некоторое сокращение внутреннего спроса.

Очевидно, что одними из ключевых причин медленного роста являются недостаточная диверсификация экономики (это такая классическая причина) и сравнительно низкая доля производственного сектора в валовом внутреннем продукте. Даже небольшое снижение объёмов производства, которое произошло в конце 2012–начале 2013 года, приводит к торможению всей экономики.

Вы также отлично знаете, что значительная часть добавленной стоимости у нас создаётся в нефтегазовом секторе. Доля энергоносителей в структуре экспорта – это 70% за 2012 год, при этом доля производственного сектора не превышает 30% в структуре ВВП. Это вся данность, которую мы имеем и с которой пытаемся, ну если не бороться, то во всяком случае менять.

Уровень оттока капитала всё ещё достаточно высок. Но здесь, наверное, неправильно говорить об этом явлении как о бегстве, хотя этот термин обычно используется. В структуре оттока капитала присутствует реинвестирование, вложения резидентов в недвижимость, приобретение иностранных активов, ну и в целом все страны заинтересованы в развитии инвестиционной активности своих компаний за рубежом. Вопрос, конечно, в том, где и как это делается и с какими последствиями.

Принципиальной проблемой является не столько вывод финансовых средств, сколько, скорее, отток человеческого капитала – и вот это реальная проблема. Причём, конечно, это связано с разными причинами. В целом условия жизни в стране меняются, они, естественно, становятся более благоприятными, но наши специалисты хотят иметь ещё более благоприятные условия, и с этим связан переезд специалистов за границу. Также он связан с не самым лучшим бизнес-климатом (о чём, естественно, вы говорите, о чём мы постоянно проводим различного рода консультации с бизнесом) и, конечно, с профессиональной реализацией. Поэтому для нас, наверное, сейчас не менее важно, чем работа просто на экономическом треке, создание одинаково комфортных условий для наших специалистов, для высококлассных менеджеров, для специалистов различных отраслей для жизни в России.

Цели амбициозные – вывести страну в число ведущих экономик с высоким уровнем благосостояния и войти в двадцатку государств с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. Создание 25 млн современных эффективных рабочих мест и увеличение объёмов прямых иностранных инвестиций до 70 млрд долларов в год.

Задачи Правительства были одобрены. Они, безусловно, связаны с повышением эффективности государства и системным улучшением условий для ведения бизнеса, а также с модернизацией экономики и социальной сферы.

Принципиально важно, что сейчас на съезде РСПП в рамках Недели российского бизнеса речь идёт о перспективах деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей до 2018 года. Александр Николаевич (А.Шохин – президент общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей») сказал, что как раз вы хотите сейчас эту модель подстроить под планы Правительства. Это правильно, мне кажется. И мы должны быть на синхронном треке здесь.

Обсуждаются самые разные актуальные задачи – и улучшение институциональной среды, и устранение административных барьеров, и снижение доли государства в рыночном секторе экономики, и повышение энергоэффективности, и стимулирование инноваций, и целый ряд других задач, ну и, конечно, развитие частно-государственного партнёрства и саморегулируемых организаций, создание тех же самых рабочих мест, базовых центров профессиональной подготовки. Хорошо, что есть вот такой горизонт планирования, и очень важно эту работу совместно продолжи
ть. Я просил бы всех членов РСПП, всех, кто участвует в съезде, эту работу вместе с Правительством Российской Федерации продолжать. Мы в этом заинтересованы.

Теперь – о некоторых практических шагах. Вы помните, в декабре 2011 года была сформулирована Национальная предпринимательская инициатива. Цель её – в системном улучшении инвестиционного климата, а инструментами являются так называемые дорожные карты по различным сферам государственного регулирования. Карты должны предусматривать конкретные результаты – сокращение количества и стоимости процедур, которые осуществляются государственными органами или уменьшение количества бумажек.

Особенность национальной инициативы заключается в том, что все мероприятия разрабатываются не с участием бизнеса, как это у нас часто декларируется, а самими предпринимателями, что, конечно, очень важно. И эффект от дорожных карт оценивают именно предприниматели: стало ли реально проще работать. Кстати, все мои контакты, я совещаний довольно много уже провёл по этим картам, показывают, что большинство тех, кто занимается этим, скорее удовлетворено тем, как эти процессы идут. Но тем не менее всё равно вылезают всякие разные странные вещи, и приходится вносить в эти карты изменения. Поэтому, обращаясь ко всем вам, хотел бы сказать следующее: вот эти наши карты по Национальной предпринимательской инициативе – это не догма, как было принято говорить в прежние времена. Их вполне можно корректировать, особенно если у вас возникает ощущение, что там что-то не стреляет, не летает и не плавает, что там что-то сделано не так.

Второе, что мне хотелось бы сказать: очень многое, конечно, зависит от работы в субъектах Федерации. Разработана система оценки эффективности деятельности руководителей различных уровней – и федеральных органов, и губернаторов. Здесь мы будем также проводить оценку, и участвовать в ней должны именно предпринимательские круги.

Регионы сами должны быть кровно заинтересованы в привлечении инвесторов. Коллеги из наших структур вместе с представителями РСПП разработали региональный инвестиционный стандарт. Он был внедрён в 13 регионах. С 2013 года – с текущего года – началась работа по его внедрению ещё в 22 регионах. Впоследствии он будет распространён на всю территорию России. По нему ведётся мониторинг. Просил бы также всех вас принимать участие в этих мероприятиях.

Третье. На днях, совсем недавно, 12 марта Правительством подготовлен и внесён в Государственную Думу проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации». Там устанавливается целый набор новых подходов на федеральном и региональном уровнях по использованию механизмов ГЧП. В течение трёх ближайших месяцев будут подготовлены подзаконные акты.

Четвёртое, о чём я хотел бы сказать, – это налоговый режим. Хотя это и банальность, но тем не менее это важная всё равно констатация: он должен быть стабильным, понятным и предсказуемым. Это один из ключевых элементов реализации инвестпланов компаний, особенно в капиталоёмких, долгосрочных, дорогостоящих проектах – проектах, которые связаны с высокими технологиями, инфраструктурой, другими затратными проектами.

Важно, чтобы в условиях повышенной турбулентности на мировых рынках капитала национальный режим был более благоприятным и создавал условия для инвестирования. В первую очередь речь идёт о проектах, которые направлены на развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Я только что проводил заседание Правительства, где рассматривалась соответствующая государственная программа. О чём я сказал коллегам по Правительству и что хотел бы вам ретранслировать. В настоящий момент прорабатывается законопроект, по которому для крупных инвестпроектов, так называемых гринфилдов, по решению региональных властей ставка налога на прибыль должна быть снижена до нуля в течение первых пяти лет, а в последующие пять лет составить 10% вместо стандартных 20%.

В то же время я ориентировал членов Правительства на то, что соответствующие льготы для Дальнего Востока и Забайкалья должны быть реально работающими, а не изобретёнными для того, чтобы отчитаться Президенту или Премьеру о том, что подготовлен набор льгот для развития Дальнего Востока. Какие результаты получим, совершенно непонятно, поэтому я хотел бы, чтобы вот этим законопроектом мы ещё раз занялись и, может быть, в контакте с РСПП посмотрели, что там будет работать, а что в настоящий момент из того, что пред