Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Сен 17, 2013

Русал: преодолеть стереотипы

Русал представил сегодня в Москве результаты исследования «Кто не рискует, тот не выигрывает: как меняются представления о российском бизнесе за рубежом». Исследование, проведенное при поддержке компании агентством The Economist Intelligence Unit, показало, что абсолютное большинство иностранных корпораций, обладающих опытом работы с российским бизнесом, положительно оценивают опыт сотрудничества. При этом 72% опрошенных утверждают, что готовы продолжить реализацию бизнес-проектов с российскими партнерами в среднесрочном периоде как в России, так и за рубежом.

Прямые иностранные инвестиции в Россию и из России набирают темпы роста, что подтверждается растущим числом международных совместных предприятий, сделок по слиянию и поглощению с участием российских компаний. По данным исследования, почти три четверти (74%) зарубежных компаний позитивно оценивают результаты сотрудничества с российскими компаниями внутри страны. В отношении таких сделок за пределами России этот показатель достигает 84%, и большинство зарубежных партнеров российских компаний утверждают, что они продолжат с ними бизнес. При этом представление зарубежных деловых партнеров об их российских контрагентах заметно меняется в позитивную сторону, начиная выходить за пределы сложившихся стереотипов.

Несмотря на то, что для иностранных компаний ключевым преимуществом России по-прежнему являются богатые природные ресурсы страны – так считают 67% респондентов исследования, опрошенные выделили и ряд других важных аспектов, которые позволяют российскому бизнесу успешно реализовывать международные партнерские соглашения и свидетельствуют о его зрелости. В частности, высоко оцениваются традиционно сильные технологические возможности России – 49% иностранных партнеров рассматривают их как преимущество; 39% иностранных компаний отмечают высокий уровень квалификации персонала и менеджеров российских корпораций, а также дают позитивную оценку происходящим изменениям в таких значимых для международного бизнеса областях, как, например, корпоративное управление, качество и скорость принимаемых решений.

Тем не менее остается ряд проблем, вызывающих обеспокоенность иностранных партнеров. От их решения будет зависеть успех российского бизнеса на международном уровне в долгосрочной перспективе. У иностранных партнеров по-прежнему существуют опасения относительно эффективности административного управления, непрозрачности юридических процедур, сложности иерархических структур. Скепсис в отношении этих аспектов ведения бизнеса был высказан 32%, 26% и 21% респондентов соответственно. Кроме того, иностранные компании отмечают наличие языкового барьера как одного из важных факторов, мешающих укреплению сотрудничества с Россией (36% респондентов), а также неэффективную политику Центрального банка России и высокий уровень процентных ставок в стране, препятствующий развитию бизнеса.

При этом важно отметить, что недостатки воспринимаются как менее значимые при более тесном знакомстве с российскими деловыми партнерами. Компании, которые обладают опытом взаимодействия с российским бизнесом, дают более высокие оценки надежности, гибкости и инновационности российских компаний. В среднем оценки, высказанные более опытными компаниями, были на 9% выше оценок, присвоенных менее опытными респондентами. Разница в отношении и оценке деловой практики, очевидно, является следствием большей осведомленности тех, кто уже работает с российским бизнесом и обладает собственным практическим опытом ведения бизнеса в России.

По мнению иностранных компаний, движение вперед для российского бизнеса прежде всего заключается в том, чтобы суметь преодолеть существующие стереотипы. Речь идет о реализации различных мер, таких как внедрение стандартов корпоративной этики, обеспечение прозрачности финансовых результатов, избежание «инсайдерской» практики и закулисных сделок, обеспечение справедливого трудового найма, соблюдение договорных обязательств, повышение языковых навыков руководителей, нацеленность на долгосрочное и устойчивое деловое партнерство.

Комментируя результаты исследования, Олег Дерипаска, генеральный директор Русала, сказал: «Проведенное исследование показало, что восприятие российского бизнеса за рубежом и реальность зачастую не совпадают. Ярким подтверждением этого является тот факт, что партнеры, работавшие с российскими компаниями, готовы продолжать и развивать такое сотрудниче