Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Апр 2, 2013

Выдержки из проекта госпрограммы «Развитие авиапромышленности» на период 2013-2025 гг.

Государственная программа «Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 годы разработана в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» и постановлением правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития авиационной промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Срок реализации программы 2013–2025 годы

Государственная программа реализуется в три этапа:

I этап – 2013–2015 годы

II этап – 2016–2020 годы

III этап – 2021–2025 годы

Ожидаемые результаты реализации программы:

– достижение производительности труда на предприятиях авиационной промышленности в размере 14 496 тыс. рублей на человека в год;

– достижение 3,2% и 10,9% доли мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном самолетостроении, соответственно;

– достижение 12,0% и 16,5% доли мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном вертолетос­троении, соответственно;

– за Россией сохранен статус мировой авиационной державы;

— авиационная промышленность обеспечивает значительный вклад в ВВП, гарантирует значительное число высококвал­ифицированных рабочих мест и обеспечивает переход экономики России на инновационные рельсы развития;

– сформированы конкурентоспособные и прибыльные корпорации мирового уровня в ключевых сегментах отрасли авиастроения;

– потребности Российской Федерации в воздушных судах в значительной степени удовлетворяются отечественными производителями;

– осуществлен выход на мировой рынок в ключевых сегментах, как на уровне финальных интеграторов и интеграторов 1-го уровня, так и на уровне поставщиков 2–4-го уровня.

Общая характеристика состояния авиационной промышленности

Авиационная промышленность играет особую роль в экономике Российской Федерации: насчитывая 248 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей, обеспечивая в настоящее время более 400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, она вносит существенный вклад в ВВП страны (более 1,1%). При этом для нее неизменными остаются главные задачи – обеспечение безопасности страны и (наряду с другими видами транспорта) территориальной мобильности и межрегиональной интеграции.

В рамках настоящей Программы под авиастроительной отраслью понимается совокупность предприятий финальной интеграции, предприятий – производителей авиационных компонентов для финальной продукции, а также учреждений сферы науки и технологий.

Сфера финальной интеграции включает сегменты самолето- и вертолетостроения, а в сферу авиационных компонентов входят следующие сегменты:

— авиационное двигателестроение;

— авиационное приборостроение (авионика);

— авиационное агрегатостроение.

Все указанные сегменты подробно рассмотрены в соответствующих подпрограммах. Кроме того, в отдельных подпрограммах рассмотрены вопросы малой авиации, а также сфера науки и технологий.

В 2011 году объем рынка самолетостроения, включая продукцию военного и гражданского применения, составил 109,5 млрд долларов США. Ожидается, что вслед за ростом мировых пассажиро- и грузопотоков спрос на новые воздушные суда (ВС) увеличится до 2025 года почти в 2,9 раза.

Крупнейшей страной-производителем в самолетостроении в 2011 году являлись США. Россия практически не была представлена на мировом рынке новых гражданских ВС, и ее доля на рынке самолетостроения составляла 4,8% – в основном благодаря продажам военных самолетов.

Объем рынка вертолетостроения в 2011 году составил 20,3 млрд долл. США. Крупнейшим игроком на нем являются страны ЕС: в 2011 году ими было произведено вертолетов всех видов на сумму 8,8 млрд долл. США (43,3% мирового рынка вертолетостроения). Доля Российской Федерации на этом рынке составляла 16,3%, в основном за счет продаж военных и многоцелевых вертолетов.

Объем рынка авиационных двигателей в 2011 году составил 60,1 млрд долл. США, авионики – 21,6 млрд долл. США, авиационных систем и агрегатов – 45,3 млрд долл. США.

Крупнейшим производителем в мире на этих рынках являются США: в 2011 году здесь